сделать стартовой 

www.POPES.Katolik.ru

       добавить в избранное




 -Пишите нам-
"...ты Петр (камень), и на этом  камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет  связано на небесах; и что разрешишь на земле,  то будет разрешено на небесах" (Матвей 16.18-19.)
Жизнеописание



СВ. ДАМАС I
(S. DAMASUS I)
1.Х.366 г.—11.XII.384 г.


«..Дамас, получивший предстоятельство в Римской Церкви после Либерия, был украшен многими добродетелями..." (св. Феодорит Кирский. Церковная история. II, 22). Liber Pontifica-lis называет его родиной Испанию, но с самого детства он жил в Риме. Отец его, умерший, когда Дамас был еще ребенком, служил диаконом Римской Церкви, а затем стал епископом Субурбикарийским*.
Понтификат Дамаса начался в очень сложных условиях: партия сторонников диакона Урсина, обвинив Дамаса в том, что он, будучи диаконом, признал антипапу Феликса, поставленного императором Констацием на место сосланного им Либерия, провозгласила Римским епископом Урсина. Возникшая схизма стремительно переросла в настоящую (в масштабах города) гражданскую войну, сопровождавшуюся сражениями на улицах и осадой храмов. Мятеж прекратился после вмешательства префекта Вивенция: Урсин вместе с ближайшими сторонниками был изгнан из Рима. Но когда на следующий год император, считая, что волнения окончательно улеглись, разрешил Урсину вернуться, беспорядки вспыхнули с прежней силой, и новый префект Претекстат вынужден был в ноябре 367 г. вновь отправить в ссылку Урсина, а затем и его священников. Тем не менее сторонники антипапы, лишившиеся и духовенства, продолжали упорствовать, удерживая некоторое время церковь св. Агнессы, и окончательно схизма была преодолена лишь к 371 г.
Хотя после этого Урсин, сосланный в Галлию, не появлялся больше в Риме, Дамасу пришлось пережить еще одно испытание: крещеный, но затем отрекшийся от христианства еврей Исаак обвинил в 371 г. папу в убийстве. Началось следствие, и лишь проведенное расследование сняло с Дамаса ложное обвинение (122, с. 477—478).
Но главной для Дамаса, как и для его предшественников, была борьба с арианством, по-прежнему остававшимся основной опасностью для Церкви. После непродолжительного правления Иовиана, скончавшегося в 364 г., власть в государстве перешла к Валентиниану I (364—375 гг.), взявшему себе в соправители брата Валента. Валентиниан, оставивший за собой западную часть империи, а восточную доверивший своему брату, был убежденным сторонником Никейской веры, хотя и не вмешивался в теологические споры, считая вероучение делом священнослужителей. Валент же, наставленный в вере ариана-ми, оставался их верным последователем, проводя соответствующую религиозную политику. Для утверждения Никейского вероучения папа созывал соборы в Риме в 368, 371 и 377 гг., причем на последнем впервые были осуждены полуарианские заблуждения Аполлинария Лаодикийского. Три соборных послания св. Дамаса приводит в своей «Церковной истории» св. Феодорит Кирский (II, 22; V, 10—11).
Аполлинарий Лаодикийский (ок. 315 г. — до 392 г.), исходя из платоновского учения о трех составных частях человека: тела, души и духа, считал, что у воплотившегося Иисуса Христа тело и душа — человеческие, а дух — Логос Божий. Он был осужден тикже на Константинопольском соборе 381 г. и, вынужденный оставить Церковь, организовал свои общины в Сирии.
Но вот в 378 г. в битве с готами пал император Валент, и арианство утратило свою мощную опору в лице государственной власти и на Востоке. Грациан, правивший после смерти Валентиниана в 375 г. на Западе, теперь сделался и государем Востока. Он возвратил всех епископов, изгнанных Валентом, и стал проводить очень толерантную религиозную политику, разрешив исповедовать любое вероучение, кроме самых радикальных ересей (как, например, манихейство). В 379 г. он призвал в соправители себе Феодосия и возвел его на трон Востока. Подпав под сильное влияние св. Амвросия Медиоланского, он отменил свое толерантное религиозное постановление, а Феодосий в феврале 380 г. издал знаменитый эдикт, устанавливающий необходимость единства веры для всех подданных империи без исключения: каждый человек в государстве должен исповедовать веру апостола Петра, как возвещают ее Дамас Римский и Петр Александрийский, то есть una Deitas и tres Personae, остальные же — еретики, подпадающие под Божественные и земные наказания (71, с. 367—368). Год спустя, в 381 г., Феодосий созвал собор в Константинополе, признанный в последствии Вторым Вселенским Собором.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР состоялся в 381 г. в Константинополе. Материалы этого собори, как и Никейского, не сохранились, и о нем имеются очень скудные сведения. Основной догматической деятельностью собора было составление новой редакции Символа веры, которая могла бы положить конец неутихающим спорам. В соответствии с I каноном Константинопольского собора, согласно которому «вера трехсот восемнадцати отцов, собравшихся в Никее Вифинской, да не отменяется, но да пребывает господствующей...», сущность Символа осталась прежней, но его формулировка значительно отличалась от Никейской (52, с. 112—119). На Соборе был также принят известный 3-й канон, предоставляющий первенство чети епископу Константинопольскому после епископа Рима на основании того, что Константинополь — это Новый Рим. Папы так и не признали этот канон, ставший первым шагом на пути к разрыву 1054 г.

Утвердив положения Собора, император Феодосий издал еще один указ, запрещавший собрания еретиков, после чего судьба арианства была предрешена: на территории империи существовали еще некоторое время лишь тайные секты ариан; что касается арианской Церкви, то она дожила до VII века в некоторых варварских королевствах, образовавшихся на территории Западной Римской империи, павшей под ударами Великого переселения народов.
Во времена Дамаса появилось еще одно еретическое течение — присциллианство, основатель и духовный вождь которого Присциллиан, осужденный церковным собором у себя на родине, в Испании, направился в Рим, надеясь заручиться поддержкой папы. Но когда он со своими единомышленниками прибыл в Рим, то даже не был принят св. Дамасом (Sulpicius Severus. Historia sacra. II, 48), — так мало общего это учение имело с христианством.

ПРИСЦИЛЛИАНСТВО — еретическое учение, названное по имени его основателя Присциллиана (ум. в 385 г.), представляло собой компи-. ляцию положений манихейства, гностицизма и местных кельтских языческих верований. Признавая Божественность Иисуса Христа и в этом выступая против арианства, Присциллиан тем не менее не признавал догматов о Св. Троице, о воскресении мертвых. Присциллианство было осуждено в 380 г. на соборе в Сарагосе, а затем в 384 г. в Вурдигале (Бордо). После этого Присциллиан обратился с апелляцией к императору. Состоявшийся светский суд обвинил его не в еретичестве, но в магии и проповеди нравственной распущенности, а это тогда каралось смертным приговором.

Св. Дамас проводил большую организаторскую деятельность по укреплению положения Церкви, ведя обширную переписку с многими епископами. Он пользовался авторитетом не только в западной, но и в восточной части империи; например, св. Василий Великий в письме просил его, чтобы он своим вмешательством положил конец схизме в Антиохии. С именем Дамаса связано также наименование кафедры Римских епископов —
«Апостольский Престол», которое он впервые использовал в своем послании испанским епископам (ок. 375 г.) по вопросу о целибате духовенства (185, с. 214).
Он также первый приступил к реконструкции и реставрации древних христианских кладбищ в Риме — катакомб, для могил на которых папа сочинил много эпитафий в стихах. В катакомбах производились захоронения в период преследования Церкви, и последним папой, похороненным здесь, был Мильтиад, умерший в 314 г. — на следующий год после Миланского эдикта, положившего конец эпохе гонений. Дамас, умерший 11 декабря 384 г., был похоронен в церкви на Адреатинской дороге, которую он сам построил, но затем его мощи были перенесены в церковь Сан Лоренцо-ин-Дамазе.
Память св. папы по римскому календарю отмечается 11 декабря.

 

* Епископ Субурбикарийский (episcopus Suburbicarius — от suburbium, т.е. пригород Рима) являлся викарием епископа Рима.

 




При использование материалов с сайта обязательна ССЫЛКА



Site designed by catholic web-design studio "Signum Salutis"


Copyright 2005 (c) www.popes.katolik.ru.
Copyright 2003-2005 (c) www.popes.by.ru.


    Сайт ...
 :: Главная
 :: На портал
 :: Контакты
 :: Форум
 :: Ссылки
 :: Поиск
О сайте
  Наши друзья ...

 Una Fides - Католическая Апогогетика
Бенедикт XVI - Неофициальный сайт
  Наш баннер ...
Можете поставить на своём сайте
  Орфография ...

Увидев ошибку на сайте выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
  Счетчик ...
Рейтинг Francis.ru